Федичкина

Наталья Николаевна,

учитель-логопед

 

персональная стриница

на официальном сайте  

МДОУ  «Детский сад №21»,

г. Кириши

Ленинградской области

Расскажи стихи руками...

Тренировка памяти ребёнка – занятие, требующее от взрослого терпения и регулярности.  мм

Память человека похожа на воздушный шар. Память ребенка призвана «раздуваться», наполняться информацией и увеличиваться в объёме. Стихи, как воздух, наполняют нашу память, незаметно тренируют. После стихотворений мозг готов лететь и развиваться с новой силой. Как по маслу в будущем запоминаются исторические даты, формулы и даже целые книги. 

 

Очень важно: запоминание стихотворения не должно превращаться для ребёнка в пытку. Ребёнок не хочет зубрить несчастные четыре строчки? Не заставляйте. Особенно если в этот момент он занят чем-то важным и полезным (например, строит домик из кубиков).

В таком случае можно схитрить: «Хорошо, учить стихотворение буду я, а ты продолжай строительство. Только ты потом меня проверишь».  Так вы сможете без нажима и слёз закончить первый подготовительный этап. Помните, ребёнку трудно заучивать, если он не понимает смысла отдельных слов.  Объясните их, приведите примеры – где ещё и в каких случаях употребляются новые для него слова, свяжите их с, знакомой ребёнку, жизненной ситуацией.

Потом наступает второй этап – собственно заучивания. Вы можете попросить ребёнка проверить, насколько хорошо запомнили стихотворение.  Повторяйте по фразе (предложению) и спрашивайте: «Правильно?».  Делайте паузы, будто вспоминая слова.  Начните с «забывания» рифмующихся слов в конце каждой строчки – их дети вспоминают легче.

Не спешите сразу заучивать всё стихотворение. Сначала хорошо закрепите первую сточку. Запомнить стихотворение поможет подчёркивание его ритма. Вы можете вместе шагать по комнате в такт стихотворению. Или отбивайте ритм хлопками – обычно детям это очень нравится.  Вместе с этим, у ребенка развивается слуховое внимание.  Потом закрепите точно также вторую строчку. Соедините первую со второй и двигайтесь дальше. Не старайтесь выучить стихотворение за один вечер! То есть принцип прост: часто повторяем и потихоньку добавляем. И, конечно, получаем удовольствие от общения.

 

Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком.

Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.  Хорошо, если ребёнок будет совместно со словами выполнять определённые движения.

«Расскажи стихи руками» В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем.  Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии. Внимание! Взрослым в эту игру играть обязательно вместе с детьми!

 

Игры на развитие моторики рук и пальцев (мелкой моторики)

Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.  Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и искусство сценариста и актера. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.