Федичкина

Наталья Николаевна,

учитель-логопед

 

персональная стриница

на официальном сайте  

МДОУ  «Детский сад №21»,

г. Кириши

Ленинградской области

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов

17 января 2022 г.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая стоит перед педагогами дошкольного учреждения.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам.   Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=33cfc8e016877b52d3fa5d6b3324f5d9-l&n=13

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7b5d10dbb17f0d88e377b03c3cfc78b2-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=af8122d5a773191270fddfe41193573e-l&n=13

 

Зрительные символы гласных звуков

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9eead7599053948057e77eba7775699a-l&n=13

 

Из всего сказанного следует что, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности. необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.


https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0c2a35146c49e78dcf86e9cf68e8222-l&n=13

Для этого следует систематически проводить соответствующие игры и упражнения. В проведении таких игр большую роль играют символы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8aafe965c6ba81e8ac296217f3dfba29-l&n=13
    Например, с детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры на придумывание слов с определенным звуком.

  

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ea4bf034929a6eb0a34cd68ecd396d82-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5d2ffadaed58c1f62fb491d2fabb12bd-l&n=13

    Таким образом, в дошкольном возрасте правильная речь является главным формантом, определяющим дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому, нашей с вами целью является развитие фонематического восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.


        Успехов в работе!