Федичкина

Наталья Николаевна,

учитель-логопед

 

персональная стриница

на официальном сайте  

МДОУ  «Детский сад №21»,

г. Кириши

Ленинградской области

Использование конструирования в развитии речи детей

25 февраля 2022 г.

Конструирование, или элементы конструирования, могут быть использованы в самых различных направлениях коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей. Элементы конструирования используются и для решения логопедических задач.

     Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции

«Положи синий кубик на красный,

жёлтый поставь между зелёным и синим,

а белый положи справа от зелёного».

     Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.

     После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» --  это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому педагог просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.

     Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация, и др.     

      При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.

      Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек.

      Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету.

    Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти.

Для их развития и учитель-логопед, и воспитатель, могут использовать многоступенчатую инструкцию: «Саша, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а красный кирпичик отдай Даше».

     Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется при коррекции речи: мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.

     Таким образом, конструирование является важным видом деятельности детей дошкольного возраста, но для развития устной речи - и грамматического строя, и словарного запаса - важны не только манипуляции, но и «оречевление» совершаемых действий.